ГЭМБЛИНГ (ЛУДОМАНИЯ)

8-06-2023, 10:58 Профилактика

ГЭМБЛИНГ (ЛУДОМАНИЯ)

Обращение к проблеме гэмблинга связано с тенденцией увеличения количества игроков как в мире так и в Республике Беларусь в результате распространения игорных заведений, Интернет-казино шаговой доступности, игровых автоматов. Желание получить легкий выигрыш, расслабиться, снять напряжение усиливает мотивацию к азартным играм, что может привести к игровой зависимости, которая сопровождается утратой контроля над своим состоянием и поведением, психическими расстройствами, социальной отчужденностью и, таким образом, имеет негативные социально-психологические последствия для личности и представляет серьезную социальную опасность для современного общества.

Гэмблинг в переводе означает игра на деньги.

С точки зрения психологии, гэмблинг рассматривается как патологическая страсть к игре, как расстройство сферы влечений. как компульсивная склонность к азартным играм, болезненное состояние, характеризующееся неконтролируемой психологической зависимостью от игры.

Присутствует две точки зрения, рассматривающие гэмблинг как аддикцию, сравнивая её с алкоголизмом и наркоманией, и рассматривающие гэмблинг как одну из форм обсессивно-компульсивного расстройства.

В международной классификации болезней гэмблинг описывается как постоянно, повторяющееся участие в азартной игре, которое продолжается и углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, нарушение внутрисемейных взаимоотношений и разрушение личной жизни.

Выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр. К ним относятся:

постоянная вовлеченность;

увеличение времени, проводимого в ситуации игры;

изменение круга интересов,

вытеснение прежних мотиваций игровой мотивацией;

постоянные мысли об игре;

преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями;

потеря контроля, выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей;

состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре;

характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к всё более высокому риску;

периодически возникающее состояние напряжения, сопровождающееся игровым драйвом, все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре;

быстро нарастающее снижение способности сопротивляться участию в азартных играх.

При определении гэмблинга как формы аддиктивного поведения можно рассмотреть типологию азартных игроков доктора Ральфа Гринсона. Он выделял любителей, играющих ради развлечения, профессионалов, избравших игру как средство к существованию и невротиков, не способных совладать с непреодолимым бессознательным влечением к игре.

Рассмотрим этапы формирования игровой зависимости.

  1. Инициальный этап. На данном этапе происходит знакомство и начало фиксации на игре

2.Этап гиперкомпенсации. Вместо того, чтобы прекратить азартную игру, игрок тратит материальные, эмоциональные и социальные ресурсы на компенсацию неудач. Каждый выигрыш ускоряет течение болезни.

Отличительными признаками патологического игрока, характерными для второй стадии являются: посвящение личного времени игре, размышления о ней, фантазирование о выигрыше, представление об азартной игре как единственно доступном средстве обогащения, растущие денежные траты, наличие растущих долгов, проигрыши подстёгивают к продолжению игры, увеличиваются ставки, отсутствие критики к собственному азартному поведению, проявление импульсивных приступов влечения к азартной игре, искажение свойств личности, неспособность прогнозировать дальнейшие события, нарушение пищевого поведения.

3.Фаза декомпенсации (отчаяния) характеризуется хроническим характером и волнообразным прогрессивным течением, отличается исчерпанием материальных, социальных и психологических ресурсов. Игроману присуще ощущение собственной несостоятельности и психического неблагополучия. Самопроизвольного прекращения патологической игры не происходит. Патологическая игровая деятельности обесценивает жизнь, ведет к правонарушениям, инициирует депрессивные переживания и мысли о самоубийстве.

Для третьей стадии характерна следующая симптоматика: трансовое состояние до и после сессии азартной игры, неспособность распоряжаться деньгами и планировать бюджет, отсутствие контроля над игрой, неспособность прекратить игру при наличии денежных средств, истощение материальных, социальных и психологических ресурсов, социальная изоляция и одиночество, нарастающие социальные проблемы, депрессия, суицидальные мысли, бессонница, раздражительность, разрушение личности.

Изучению игрового цикла посвящены работы В.В. Зайцева, А.Ф. Шайдулиной, определивших следующие фазы игрового цикла:

фаза воздержания;

фаза автоматических фантазий;

фаза нарастания эмоционального напряжения;

фаза принятия решения играть;

фаза вытеснения принятого решения;

фаза реализации принятого решения;

повторение цикла.

С целью минимизации социально-психологических последствий необходимо осуществлять систематическую и последовательную превентивную работу. А начинать её следует с выявления факторов, предрасполагающих к гэмблингу.

Так, Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриева выделяют следующие факторы: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей, знакомых, частые игры на глазах у ребенка, стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т.д.), вещизм, переоценка значения материальных ценностей, фиксирование внимания на финансовых возможностях и затруднениях, зависть к более богатым родственникам и знакомым, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег.

Причинами повторных игровых действий являются: личностная предрасположенность человека к данному виду аддикции, представление об азартной игре как способе быстро улучшить материальное положение, неблагоприятная жизненная ситуация, стрессовое состояние, финансовые затруднения, влияние друзей-игроманов, наличие денег, достаточных для игры, наличие неорганизованного свободного времени, конфликты в социальном окружении, реклама, содержащая скрытые установки и импульс к действию, формирование положительного отношения СМИ к индустрии азарта.

Первичная (ранняя) профилактическая работы может осуществляться в рамках образовательной или психосоциальной моделей. Образовательная модель предполагает полное информирование молодежи о проблемах гэмблинга как вида аддиктивного поведения, последствиях регулярного участия в азартных играх и обеспечение свободы выбора. Психосоциальная модель предполагает формирование и развитие психологических навыков противостояния.

Своевременность осуществления вторичной профилактики затрудняется определением начала становления аддиктивного поведения, латентностью данного явления и иллюзиями игроков о контроле своего поведения, контроле над игрой. Ситуация обостряется отсутствием реабилитационной технологии, позволяющей надежно устранять игрозависимое поведение.

«Специалисты по излечению патологических игроков считают, что любые, самые лучшие, программы способны помочь лишь тем, кто принял три условия: честно признал свою беду и все возникающие по ходу лечения проблемы, открыт к новому и неизведанному, а также искренне хочет избавиться от зависимости и начать новую жизнь. В случае с азартными играми невозможно говорить о полном избавлении от зависимости».

Помощь при игровой зависимости можно получить в психоневрологическом диспансере у врача-психиатра-нарколога. Запись на прием по телефону 58-04-05 с 08.00 по 20.00.

Заведующий ПНД                                                                        Казакевич Ю.К.